кадр из м/ф "Колобок"

Предыстория

В 2012 году студией «Пилот» выпущен очень красочный и красивый музыкальный мультфильм «Колобок». Недостатка в экранизации русской народной сказки о колобке нет. Только в советское время снято 6 мультфильмов по мотивам «Колобка».

А в первые эта сказка упомянута в книге «Народных Русских Сказок» Афанасьева в 1873 году. Многие исследователи «Колобка» считают эту сказку продуктом языческой эпохи, кто-то пытается найти магию в словах и словосочетаниях (Н. Толстой), разбирают стилистику, лингвистику, семантику сказки. Мы попытаемся понять нравственную подоплеку сказки, основные смыслы, которые нужно уловить взрослым для передачи их детям.

Почему мы рекомендуем смотреть именно этот мультфильм о колобке? Во первых, детям непременно понравится этот мультфильм! Во вторых, авторы перенесли сюжет очень близко к тексту, так сказать не по мотивам произведения, а хороший близкий пересказ.

Кто такой колобок и зачем его испекли колобок?

Старик и старуха олицетворяют собой семью. Заметим, что в сказке намеренно нигде не сказано, что они хотели его съесть. То, о чем в сказке умалчивается, иногда красноречивее того, что написано.

Колобок – существо живое, т.е. он не просто кусок испеченного теста. Но и олицетворением человека, в полном смысле его назвать нельзя. Что у него от человека? Раз он умеет петь песенки, то наверное уста, которые позволяют ему говорить. Из всех качеств человека в этой сказке акцент сделан на то, что человек может сказать и как влияет сказанное на жизнь. Как позже мы еще укажем, главным пороком колобка является тщеславие. Тщеславие такое качество, которое как раз очень сильно проявляется в речи человека, в его оценке себя и окружающих. Ценность этого порока для сказателя в том, что возрастание данного порока можно ярко продемонстрировать через речь персонажа. Вот и получается, что по задумке сказки, колобку кроме уст ничего не надо.

Итак, по зачину видно, что старик – это глава семьи, т.к. от него исходит повеление для бабки: «Испеки, старуха, колобок». Бабка – жена, хоть и поворчала, но колобок испекла, выполнила просьбу (повеление, наказ) старика – мужа. Сразу видим – правильное позиционирование в отношении муж–жена. Т.е для ребенка не акцентируя, но изобразительно демонстрируется правильная модель поведения между супругами.

Помните Писание? Именно так там и сказано:

Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа"(5.33)

Заметим, что «боится» употреблено в значении чтить, уважать, заботиться.

Хлебная символика

Почему в сказке в сказке главный герой именно «человечек из теста», а не скажем какой нибудь овощ или фрукт или другой предмет? Вспомним русские пословицы о хлебе:

И пес перед хлебом смиряется

Хлеб всему голова

Только ангелы с неба не просят хлеба

Без хлеба смерть, без соли смех

Хлеб греет, не шуба

Худ обед, коли хлеба нет

Безусловно, хлеб для русского человека имеет сакральный смысл. Хлеб – это жизнь («Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48)). А изготовление хлеба, которое описывается в начале сказке – это зарождение жизни.

Таким образом, дед со старухой «создают» новую жизнь (старик сказал – бабка сделала). Держа в голове то, что хлеб и рождение хлеба имеет сакральный смысл, в сказке просто не могло появиться упоминание о том, что дед и бабка хотят съесть колобок. Поэтому, нигде не говорится о бедности или голоде стариков. Да и пекла бабка колобка на масле, да на сметане, что подразумевает наличие коровы, а это по тем временам, какой никакой достаток.

Новорожденный колобок может олицетворять собой «новую жизнь» старика и старухи в духовном плане, точнее, скорее всего, как надежду на «новую жизнь». И дальше мы видим что случается с этими надеждами и кем звероуловлены они.

Почему колобок положили остужаться?

Отвечая на поставленный вопрос, процитирую Владимира Личутина из его статьи «Слово о бессловесных» (Выступление на XI Всемирном Русском Народном Соборе):

Кстати и с житенным караваем не так все просто; он не только насыщает утробу, но поновляет кровь, вместе с тем и душу и невольно участвует в создании слова. Сейчас мы все охотники до мяконького и тепленького; ну и слава Богу, значит ожили. Но ведь в годы предавние нашими предками было сказано остерженье: «Да не едим хлеба горячева и гораздо мяхкова, но пусть переночует, ибо от него многие стомаховы (животные) болезни приключаются».

Хлеб «поновляет» кровь. Еще один символ хлеба как начала новой жизни. Дабы усилить значение хлеба, именно как символа «новой жизни», его положили остужать, чтобы не приключилось чего не приятного.

Интересное:  Поучительно-нравственные смыслы в сказке «Морозко»

Почему колобок «убежал»?

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Колобок не стал ждать своей готовности и убежал. Не случайно колобок в русской сказке круглый. Заметим, в зарубежных версиях, как правило, хлебный человек с ногами. Именно это качество колобка позволяет применить глагол «покатился». В словаре Ушакова синонимами этого слова являются: упасть, свалиться, соскользнуть, быстро спуститься. В народе закрепился фразеологизм «катиться по наклонной плоскости», что означает «терять ранее присущие кому-то положительные качества, достойный образ жизни».

То есть побег колобка – это отрицательное действие, повлекшее дальнейшую цепочку событий. Понимая, в каком значении он «покатился» становится ясно, что кончиться это должно либо плачевно, либо возвратом колобка к старику со старухой. Но если вспомнить, что колобок – «хлебный человек», обреченный на съедание, путь домой ему также «заказан». Таким образом, в концепции сказки заложен поучительный смысл, как не надо делать и что есть результат греха.

Почему ему столько раз удалось уйти?

Итак, мы видим, что колобок покатился по дороге. Дорога всегда олицетворяла жизненный путь, движение. Путь колобка олицетворяет собой путь человека, ставшего на путь греха. В этой сказке воспроизводится суть одного духовного закона. Суть его в том, что совершенный нераскаянный грех порождает еще более тяжкий грех, а тот, еще более тяжкий. Соответственно, каждый грех усугубляется последствиями для совершившего. Смысл сказки – передать эту взаимосвязь между поступком (грехом) человека и наступившими последствиями.

Поэтому, сначала колобку попадается вроде безобидный заяц, от которого не хитро уйти. Дальше, в соответствии с духовным законом, звери становятся все страшнее и больше: волк, медведь и, наконец, лиса.

Значение песенки Колобка и почему она увеличивается?

Чем страдает колобок? Безусловно, тщеславием, которое прогрессирует в нем по мере его путешествия. Вроде бы безобидный хвастунишка? Но, посмотрите как  развивается этот порок на примере увеличения «побежденных» колобком персонажей в песне. Сначала он хвастал что ушел от дедушки и бабушки, затем уже и от зайца, затем еще и волка с медведем...  То есть мы видим как прогрессирует его тщеславие.

Но чем должен завершиться побег колобка? Предполагается два развития, первое, которое описано в сказке – это окончательная гибель колобка в связи с невозможностью увидеть свой порок, что приводит в конце концов к гибели. А второе, это возврат к бабушке и дедушке, но для этого ему необходимо осознать свой порок хвастовства и принести извинения перед стариками. Но, т.к. колобок имеет съедобную сущность, такой вариант невозможен в этой сказке иначе он также будет съеден.

 

Значение гибели колобка

Появление лисы, как гибельницы колобка, можно трактовать по разному. Лиса – самое хитрое животное. Как бы не был ловок и хитер колобок, лиса оказалась еще хитрее. Тем самым, дается предостережение, что рано и поздно, найдется то обстоятельство, которое окажется вас сильней, естественно, говоря о человеческом пороке. Колобок расплатился за свое нераскаянное, возрастающее  тщеславие. Никаких намеков в сказке на то, что он изменится нет. Поэтому никаких намеков на его спасение тоже нет. Духовный закон развития греха показан в своем чистейшем виде, так сказать, для детского понимания.

Второе коннотационное понимание лисы, как твари хитрой и лукавой, явный намек на врага рода человеческого. Лиса показала свое непревзойденное искусство в хитрости, обманув хвастунишку колобка. Здесь лиса подобна бесам, которые идут просто на  немыслимые хитрости чтобы украсть душу человека.

Интересное:  О чем сказка "Волк и семеро козлят"?

Другое понимание

Еще одно понимание сказки «Колобок» – это трактовка евангельской притчи о блудном сыне (Лук 15:11). В статье на сказку о Буратино мы писали:

Спаситель рассказывает притчу о блудном сыне. Нерадивый сын, не захотев ждать наследства, потребовав у отца свою долю, отправился в большой город. Там он «просадил» все наследство отца и впал в нищету, не гнушаясь есть вместе со свиньями. Не выдержав подобной жизни, сын вернулся к отцу и просил прощения. Отец не затаил злобу на сына, а устроил большой праздник по его возвращении: «сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

В «Колобке» мы видим альтернативный конец притчи, что было бы если сын не вернулся к отцу и не раскаялся. Колобок тоже не стал ждать пока остудится, а взял и убежал. Он также живет в пороке, что показывается через нарастающее тщеславие. Но в «Колобке» дается ответ на скрытый вопрос в притче: что было бы...если не вернулся?

Смыслы

В простой сказке о Колобке, как мы убедились, заложено множество образов и смыслов. Самое главное – донести до ребенка суть духовного закона о том, что за всякий грех придется платить, каждый грех приводит к еще большим грехам.

Можно возразить, что автором надуманно искались именно христианские ценности. На что можно ответить, что в каждом творении человека есть частичка Бога, наша задача – ее увидеть...

Сказка «Колобок»

Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». – «Из чего печь-то? Муки нету». – «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется».

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на' пол, по' полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». – «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», – сказал колобок и запел:

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон.

На окошке стужон;

Я у дедушки ушел,

Я у бабушки ушел,

У тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только заяц его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» – «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я у дедушки ушел,

Я у бабушки ушел,

Я у зайца ушел,

У тебя, волка, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только волк его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем». – «Где тебе, косолапому, съесть меня!»

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я у дедушки ушел,

Я у бабушки ушел,

Я у зайца ушел,

Я у волка ушел,

У тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился; только медведь его и видел!..

Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я у дедушки ушел,

Я у бабушки ушел,

Я у зайца ушел,

Я у волка ушел,

У медведя ушел,

У тебя, лиса, и подавно уйду!

«Какая славная песенка! – сказала лиса. – Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче». Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню. «Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок», – сказала лиса и высунула свой язык; колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса – ам его! и скушала.

Смотрите мультфильм «Колобок»


Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*