Вступление

Сергей Тимофеевич Аксаков не скрывал, что прообразом «Аленького цветочка» стала сказка, которую услышал в детстве от ключницы Пелагеи. Это объясняет повествовательную схожесть с другими народными сказками, в том числе зарубежными, например «Красавице и чудовище».
Впервые сказка издана в 1858 году как приложение к произведению «Детские годы Багрова–внука».
Аксаковский «Аленький цветочек» не столько народная сказка по содержанию, сколько мировоззренческая – по заложенным аксиологическим и христианским смыслам. Попробуем разобраться в произведении с позиции духовно-нравственных ценностей.

Купец как положительный персонаж

В начале сказки часто встречается слово «любовь». Характерно, что описание купца сопрягается с этим словом. Этим приёмом автор изображает героя как положительного персонажа. Вот как купец относится к богатству:

и любил он дочерей своих больше всего своего богатства

По фразе понятно, что людей купец ставил выше богатства. Любовь к дочерям отец выразил в готовности привезти дорогие гостинцы. Такое выражение любви нельзя назвать положительным, ведь несмотря на оставленный наказ «жить без него честно и смиренно», он попросту балует дочерей.

О том, почему младшую дочку любил больше всех

Ответом на это служит следующая строчка:

 …а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее

То, что она относилась к нему ласковее других дочерей свидетельствует о любви, которую купец чувствует и отвечает взаимностью. Отец видит в младшей – родственную душу. И эта связь очень действительно прослеживается в сказке. Купец – человек долга и чести. Он не только выполнил обещание, которое дал дочерям, но проявляет смирение и волю, – вспомните, ведь чудище отпустило его домой под «честное слово»:
Видя его правду, он (чудище –прим. ред.) и записи с него заручной не взял, а снял с своей руки золотой перстень и подал его честному купцу.
Сорвав аленький цветочек, и увидев, что совершил ошибку, купец кается и просит прощения у чудища. Это ли не христианское поведение?
Младшая дочь не столько телесное продолжение отца, сколько духовное, ведь предстаёт более совершенным человеком. Отсюда становится ясно, зачем автору образ благочестивого отца, ведь хороший плод не может быть от засохшего дерева.
Вспомните описания из житий святых, например, Пресвятой Богородицы Марии, Сергия Радонежского, Иоанна Предтечи, в которых изображаются родители святых, как правило – это праведные люди, или, даже – святые.

Как раскрывается образ дочерей. Значение заветных подарков

Старшие дочки изображены антиподами младшей, и, скорее представляют собою продолжение умершей матери, которая, видимо, не отличалась добродетелью. Однако такое положение вещей свидетельствует и о недостатке материнской любви, а отец, как сказано в начале сказке, любил больше младшую. Недостаток любви компенсировался в старших дочерях развитием отрицательных качеств.

венец – желание властвовать

Какими пороками поражены сёстры видно по тем подаркам, которые те заказали отцу. Эпизод в сказке с заветными желаниями не случаен. Купец дал дочкам три дня на выбор подарков. И те думали три дня и три ночи, что свидетельствует о решениях, принятых за это время, как взвешенных и обдуманных. Через выбор заветного подарка, дочери обнаруживают внутренний мир, показывают что у них на душе.

зеркальце как символ тщеславного и себялюбивого человека
И действительно, загаданные подарки глубоко символичны. Старшая загадала золотой венец, что символизирует неудовлетворённую жажду власти. Средняя загадала «тувалет из хрусталю восточного» или, другими, словами зеркальце. Конечно же, эта вещь символизирует страсть тщеславия и самовлюблённости. Стоит только удивиться, почему отец исполняет такие прихоти дочек. Но и ответ будет прост: слепая отцовская любовь.
Младшая загадала «аленький цветочек, которого не было краше на белом свете». Не просто цветок, а самый красивый. Заметьте, не вещь или украшение для удовлетворения желаний, а то, чем любуются! Созерцание красоты для неё важнее прочего. Что это как не внутреннее желание обрести истину. В творениях Святых Отцов истиною Красотою называют самого Бога.
Дионисий Ареопагит писал:
«Бог – это единственная постоянная и вечная Красота, то есть то, что, в качестве Красоты, не преходит и не изменяется».
и далее:
Прекрасное… всех к Себе зовет, отчего и называется красотой, и потому что Оно все во всем сводит в тождество».
Младшая дочь ставит небесное выше земного, невольно показывая стремления души: к вечному, неземному. Через совершенное создание Творца, она хочет приобщиться к истине.

О том, как купец искал аленький цветочек

Если подарки для старших дочерей купец нашёл относительно легко, то добыть аленький цветочек пришлось, преодолевая преграды в виде разбойников и дремучего леса. Когда купец окончательно сбился с пути и оказался в тёмном лесу, тем не менее понимал – нужно идти только вперед:
Поворотил он назад-нельзя идти; направо, налево-нельзя идти; сунулся вперёд – дорога торная.
Перекрестился купец и пошёл вперёд. Чем дальше идёт, тем светлее становится, и стало, почитай, как белый день
Торная дорога или по-другому проторенная, т. е. гладкая. В православном учении нередко жизненный путь сравнивается с узкой дорогой. Каким бы тяжёлым ни был наш путь, воспринимать его нужно как крест, который нельзя поменять, нельзя сворачивать ни вправо ни влево. Тот кого распяли, указал единственный и верный путь. Вот и в сказке, прямая и проторенная дорога в чащобах леса, аллегорически напоминает о необходимости держаться в жизни пути, указанного Христом. Посмотрите, как вознаграждается купец после трудной дороги: он попадает в невиданной красоты дворец, в котором исполняются все сущие желания. Здесь, думаю, аллюзии на Рай вполне понятны.

Так ли страшен зверь

В морском чудище не наблюдаем ничего ужасного, кроме внешности. Больше этот зверь лесной поведением напоминает щедрого хозяина, а в сцене с вырванным аленьким цветочком – справедливого судью. После того как купец сорвал аленький цветочек, чудище предложило честный уговор: либо тот погибнет, либо одна из дочерей добровольно спасет его.
При возвращении отца старшие дочери не заметили печали на его лице, но младшая, по родству душевного слада почувствовала скорбь. Дочь хотела, чтобы он разделил печали и тем облегчил лежавший на сердце груз. Отец не выдержал и рассказал случившееся дочери и, что важно, заплакал, признав бессилие. Но дочь правильно восприняла речи отца, поняв, что это испытание выпало ей. Уповая на жалостливость зверя, она успокаивает отца, добровольно согласившись пойти к чудищу. Этот эпизод показывает, что дочка, с духовной точки зрения, превзошла отца, решившись положить душу за него.
Через такое испытание младшая дочь раскрывает добродетель, ведь она не пожалела жизни и согласилась спасти отца. На этом примере показано действие духовного закона: кто души своей не пожалеет, тот её спасёт.

О том, как младшая дочка смогла полюбить чудище морское

Добродетельный человек старается не сидеть без дела. Младшая дочка, оказавшись у чудища, не праздновала, а рукоделила. На примере такого, высоконравственного человека, автор показывает как рождается истинная любовь. Из контекста сказки понятно, что любовь усилием берется и не каждый обретет её.
У зверя во дворце побывали и другие девицы, но ни одна из них не полюбила его, несмотря на богатство и проявленную заботу.
Что позволило девице полюбить страшного зверя? Доброе сердце и готовность ко всему относится со смирением. Дочка называла его господином, т. е. правильно оценивала свое положение, не превозносясь, а выражая благодарность за доброту и заботу.
Девица, конечно же, не сразу полюбила чудовище и никакой жалости к нему не испытывала как интерпретируют некоторые современные и иностранные обработки сказки. Дело в том, что смирившись с участью вынужденной гостьи, она приготовилась принять любые условия морского чудища, воспринимая того как хозяина её жизни. Чувствуя благорасположение, она стремилась узнать его поближе и привыкнуть к внешним недостаткам. Сначала свыклась с его страшным голосом, потом и с внешностью, хотя давалось это не без усилий:
Со страхом своим совладала и виду, что испугалася, не показала, и скоро слова его ласковые и приветливые, речи умные и разумные стала слушать она и заслушалась, и стало у ней на сердце радостно.
Младшая дочка заставила сердце работать, что позволило увидеть скрытую за внешним уродством человеческую душу морского зверя. И, в конце концов, она полюбила того.
Любовь – это не то чувство, которое вдруг приходит, а потом исчезает. Любовь требует постоянной работы, а те чувства, которые принято называть любовью, лишь предтеча истинной любви. Вот и в сказке изображена не та чувственная любовь, а та любовь, которая развивается постепенно и дается с упорством и трудом.

Зависть сестёр

Что подтолкнуло старших дочерей к желанию погубить сестру? Конечно же, зависть. В начале сказки уже дано представление о моральном облике сестер, которые страдают тщеславием и гордыней. Если младшая, имея добрые помыслы, смогла к концу сказки духовно вырасти, заслужив истинную любовь, то старшие сестры, действуя по страсти, замыслили грех убийства. Таким образом, грех зависти потянул еще больший грех.

Что воскресило лесного зверя

После коварного поступка сестер, казалось бы, счастье младшей дочки невозможно. Но как часто происходит в сказках (например, в сказке «Аленушка и братец Иванушка») истинная добродетель спасает и даже воскрешает героев. Если Иванушка спасает сестрицу из пруда благодаря вере, то младшая дочь в «Аленьком цветочке» возвращает суженого к жизни благодаря той любви, до которой сумела вырасти.

 Выводы и современное восприятие

Количество литературных, мультипликационных и видео- обработок сказки «Аленький цветочек» равняется количеству сюжетных и смысловых интерпретаций. Нельзя сказать, что одна лучше, другая хуже. Каждое произведение (и мультфильм, и фильм, и художественная обработка) несет смысловой контекст.

Например в советском мультфильме отец изображен положительным персонажем, но с явными признаками тщеславия и гордыни, никакого смирения перед чудищем не проявляет. Слова с молитвенным обращением или упованием Богу убраны полностью. Но в анимационном плане мультфильм смотрится приятно.

Эти синонимы нельзя отнести к любви, описанной в сказке
Из разбора сказки узнали, следующее:
– истинная любовь стяжается через внутреннюю работу,
– относись к ближнему со смирением и открытым сердцем,
– любовь больше чем просто чувство,
– иди путём прямым, не сворачивай
– хороший плод бывает от хорошего дерева.
Если хотите узнать как стяжать любовь – читайте сказку в оригинальном изложении Сергея Аксакова.
Интересное:  Русская сказка: взгляд современника

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*