«Букашка... и та жить хочет», – так начинается мультфильм о славных героях, положивших головы за землю Русскую, Пересвете и Осляби.

Автор вложил эту фразу в уста Пересвета, который еще не думал, что в скором времени придется сделать самый непростой выбор в своей жизни: выбор между жизнью и смертью. 

Советское понимание Куликовской битвы

В недалеком прошлом был снят мультфильм: «Лебеди Непрядвы» (1980 г., режисер Роман Давыдов, снят к 600-летию Куликовской битвы, состоявшейся 8 сентября 1380 года). Мультфильм богат образами и символами, даже название относит нас к «Задонщине» (образ лебедей использовался именно там) – шедевру Русской словесности, посвещенной Куликовской битве и князю Дмитрию Ивановичу Донскому.

Но тема духовно-нравственного выбора  и мировоззрение русских людей того времени, а следовательно, и корень (источник)  победы в мультфильме в силу, скорее всего, атеистической политики советского периода, не раскрыта. История победы Русского народа показана как подвиг народа, не только на поле брани, но и как трудовой подвиг. Весьма полезно, но без раскрытия корней урок будет не усвоен.

Во многом наверное поэтому, родился замысел съемки нового мультфильма, как попытки раскрыть духовно-нравстенные  мотивы, которые побудили наших предков на подвиг. Даже название относит нас к двум «воинам Христовым», а значит борцов духа, что задает тон всей картине. В мультфильме Романа Давыдова выбрано, скорее, поэтическо – образное название, как символ душ убитых войнов. Хотя в той же «Задонщине» лебеди представлены как сравнительный образ войск Мамая...

Духовно – нравственные вопросы Пересвета

О непротивлении злу насилием

Мультфильм Станислава Подивилова «Пересвет и Ослябя» (2010 г.) начинается со спасения, а значит с надежды. Александр Пересвет, размышляя над прожитой жизнью, спасает муравья, который, казалось бы, вот–вот погибнет.  Этот эпизод взаимосвязан со следующим, в котором проясняются мотивы Пересвета уйти в монастырь – «спастись», оказывается он был сильным воином знатного рода (боярином), но будучи человеком глубокой веры, он решил дилемму о применении или не применении насилия полностью отказавшись от оружия, став иноком. То есть можно сказать, что он стал сторонником идеи о непротивлении злу силою. Но есть ли ситуации когда можно применять насилие? Где грань между между необходимым насилием и черезмерным? На эти вопросы, которыми был борим Пересвет отвечает его духовный наставник Сергий Радонежский, что во многом предопределяет дальнейший выбор Пересвета.

Иван Ильин о непротивлении злу насилием

Стоить сказать, что по теме непротивлении злу силою русский философ ХХ века Иван Ильин написал целую книгу («О сопротивлении злу силою» 1925 г). В частности, Ильин отвечая «толстовцем», писал:

... физическое пресечение и понуждение могут быть прямою религиозною и патриотическою обязанностью человека, и тогда он не в праве от них уклониться. Исполнение этой обязанности введет его в качестве участника в великий исторический бой между слугами Божиими и силами ада, и в этом бою ему придется не только обнажить меч, но и взять на себя бремя человеко-убийства.

… Но разве убивающий ближнего соблюдает свое «нравственное совершенство»? Разве такой исход может быть нравственно верным, безгрешным, праведным? ... Разве совесть человека может, при каких бы то ни было условиях, признать убийство человека безгрешно-праведным делом? А если не может, то как же удовлетвориться таким ответом?

... все исследование имеет смысл только при полной и безусловной честности с самим собою, только при отсутствии упрощений и замалчивании, пристрастия и малодушия. Здесь непозволительно и не следует скрывать от себя что бы то ни было; напротив, надо открыть себе глаза на все, и все правдиво договорить перед лицом предмета. И потом уже принять окончательное решение, в уверенности, что оно недвусмысленно и верно.

В самом деле, в борьбе со злом, особенно при внешнем понуждении и пресечении, -не терпит ли умаления или искажения личное и нравственное совершенство борющегося?

Готовность Пересвета

«В ноже ли зло? Зло исходит из сердца и оскверняет душу человека», – наставляет Святой Сергий Пересвета и помогает сделать выбор иноку. Кроме правильного понимания морально-нравственного выбора, как своего долга, Пересвет еще выполняет и другую христианскую заповедь – послушание.

Авторами, очень тонко, сначала показана готовность Пересвета к битве (рассказ о Пересвете как о воине, разговор Пересвета с отцом Сергием), а лишь потом сюжетно происходит просьба Князя о том, чтобы Пересвет и Ослябя сражались в качестве воинов. Смею предположить, что в такой постановке духовная готовность Персвета олицетворяет собою готовность Русского народа к битве с Ордой, а просьба Князя – это понимание исторического (и политического) момента, который можно выразить одним словом: «пора».

Интересное:  Подтексты и смыслы в сказке "Теремок"

Образ христианского воина

Тема смелости, как необходимого качества воина, раскрывается в эпизоде с мальчишкой – гонцом. Будучи еще воином, Александр Пересвет наставлял мальчишку: «Страх в глазах – твой приговор на смерть». Выступая здесь как наставник, Пересвет предстает как человек познавший эту истину, а следовательно обладающим этим качеством.

В итоге, перед нами возникает образ духовно созревшего человека: боримого, но каящегося, смелого, но кроткого. Не такой ли образ идеального христианина? Не это ли есть сильный человек?

Уже упомянутый Иван Ильин писал о сильном человеке:

...сильный человек утверждает свою силу именно тем, что не бежит от конфликта в мнимо-добродетельную пассивность ...; сильный человек видит трагичность своего положения и идет ей навстречу, чтобы войти в нее и изжить ее. Он берет на себя неправедность, но не для себя, а во имя Божьего дела. И то что он делает в этой борьбе, является его собственным поступком, его собственною деятельностью, которую он и не думает приписывать Богу. Это есть его человеческий исход, который он сам осознает как духовный компромисс и который есть в то же время его подвиг: ибо это есть великое, предметное напряжение его ведущей борьбу за благо воли.

...Напряжение духа нужно здесь не только для того, чтобы убить злодея, но и для того, чтобы вынести свой поступок и пронести через жизнь совершенное дело, не роняя своего поступка малодушным отречением от его необходимости, но и не идеализируя его нравственного содержания.

Раскрытие мотивов через образ монголов

Как раскрывается образ врага? Кем по сути являются ордынцы? В образе ханского баскака, можно сказать, противоположно отражены христианские добродетели, о которых мы упомянали, говоря о Пересвете.

Кто для мурзы русские? Рабы. «Собак много – воинов мало», – надменно бросает фразу баскак. Обвиняя русских в сервилизме, он не оставляет им шанса в самоидентичности. Что для ордынца главное? Украшения, деньги, богатство. Не зря он восхищается богатством Москвы, предвкушая богатую добычу.

Описав представленный в мультфильме образ ордынца, мы получаем портрет духовно нищего, поросшего пороками и страстями человека.Не это ли враги настоящего христианина? Получается, что Русский народ выступает не только как сторона в очередной битве, а как войско Христово. Предвещает эпизод с  выходом Русского воинства фраза Сергия Радонежского: «С Богом!». Особой торжественной музыкой подчеркивается уверенность дружины в победе.

Все как один готовы головы свои положить за землю за Русскую и за веру христианскую («Задонщина»)

Дмитрий Донской как образ правильного правителя

Все победоносные войны Руси начинались с молитвы и благословения. Авторы мультфильма этот момент не только продемонстрировали, что уже не мало важно, но и раскрыли образ князя Дмитрия Донского как правителя именно христианского. Хотели ли Русские пролития крови? Нет. Трижды Князь пытался откупиться щедрыми дарами, тем самым не допустив пролития крови. Но враг, жаждал крови, отмщения и войны, по сути не оставив русичам выбора. Должны ли русские отдать Землю на поругание врагу? Нет.

«С нами Бог!», – с таким словами отправляются в битву Русские полки, как на битву праведную.

Несмотря на столетнее пребываниев под игом, русские смогли противостоять ордынцам, хотя сменилось не одно поколение. Уже не помнит земля людей, которые жили не при монголах. Но именно преемственность является залогом победы как сохранение памяти отцов, и, прежде всего, через Веру. Что олицетворяют собой мальчишки в мультфильме, бегущие за войском? Именно преемственность – это будущие воины будущих побед.

Получается, что именно иго позволило русскому народу стать народом православным во всей полноте этого слова. Вспомните отношение древнерусских авторов к монгольскому игу. Например, в «Сказании о Мамаевом побоище» есть такая фраза:

Попущением божьим, за грехи наши, по наваждению дьявола поднялся князь восточной страны, по имени Мамай, язычник верой, идолопоклонник и иконоборец, злой преследователь христиан...

То есть, через покаяние, русский народ воспринимает монгольское иго. Через покаяние идет формирование русского народа. Поэтому в свое время Ф.М. Достоевский писал: «Русский — значит православный».

Вспомним лозунг наших войск: «за землю за Русскую и за веру христианскую». Эту фразу привыкли воспринимать как мифологему, хотя на самом деле, в ней передано все мировосприятие древнерусского человека.

Интересное:  Нравственный смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Сон Дмитрия Ивановича

Ночь перед битвой. Что делает Дмитрий Иванович как предводитель воинства? Молится за себя и за войнов своих. Слова ночной молитвы, которые произносит Дмитрий Иванович обычно произносят перед сном: «В руце твои Господи, передаю дух мой...». В контексте предстоящей битвы, вторым смыслом этих слов является отображение настроя Дмитрия на битву – упование на Бога.

Во сне князь Дмитрий видит битву между ангелами и бесами, в котором воины Христовы побеждают, что олицетворяется высвобождением очень яркого света.

Дмитрию этот сон придает уверенности, т.к. войско русское стоит за правду:

«Раз правда – и сила Божья»

Битва Пересвета с Челубеем

Если русское войско показано в белом тумане (белый свет – символ чистоты, царства Небесного), то при показе Челубея фон темнеет, сгущаются тучи – олицетворение «темных» сил. Сам Челубей изображен как лютый язычник, что подчеркивается огромным амулетом–доспехом на груди, а конь увешен скалющимися черепами. Усиливает образ Челубея самоуверенный смех и горцавание перед русскими полками.

Во что верит Челубей? В свою непобедимость, в свои силы. Тем самым, он ограничиает свои силы человеческими возможностями.

В глазах Пересвета смирение и спокойствие. Он понимает, что для Бога возможно все. Поэтому первую победу Александр Пересвет совершил еще до битвы, уповая не на свои силы, а на силы Бога. Вспомним, что перед битвой Пересвет и Ослябя приняли от Сергия Радонежского куколи Великой схимы (пострижены в схимонахи), что стало их судьбой, оружием и доспехами.

Пересвет прощается с дружиной, просит прощения, кается – он готов предстать перед Господом. И молится, – не за себя а за братьев!

Гибель Пересвета олицетворена полетом ласточки, поднимающейся на небеса. Ласточка всегда воспринималась древнерусскими авторами как птица «горняя» (небесная). А как гибнет Челубей? На тело убитого язычника садится черный ворон – как символ неупокоенной души, образ неверной, языческой смерти.

Помните слова Пересвета о страхе в глазах как приговоре на смерть?  Именно страх после гибели Челубея мы видим в глазах генуэзских наемников Мамая. Проигрыш Челубея  – это символ духовного сломления, предвестник проигрыша.

Битва совершается не только на поле сражения, а успех битвы зависит не только в крепости меча. За войско русское молится Сергий Радонежский, совершая свой духовный подвиг.

Гибель Осляби

Ослябя сражался как непобедимый воин, которого смогли победить только стрелы. Ослябя гибнет, спасая князя Дмитрия Ивановича. «Положил жизнь свою за други своя». Умирая, Ослябя все еще в бою, все еще с князем, – он вешает Дмитрию Ивановичу на спину щит, который через несколько мгновений примет удар монгольского кистеня на себя, спасая Князя.

Вставляя в битву эпизод с мальчишками, показано как человеческие мечты, если они благи по своему содержанию, могут вылиться в настоящий подвиг. Не такие ли мечты были у русского народа чахнувшего под игом и посмевшего восстать против Мамая? Не такие ли мечты должны закладываться у подростающего поколения?

Трусость Мамая

Темник Мамай изображен как трус. Посмотрите как он показан сначала: сидит уверенно, рядом золотой кубок, который усиливает образ правителя который держит все под контролем. И тот же кубок олицетворяет трусость Мамая, когда в кадре присутствует только, собственно, кубок, а Мамай поспешно уплетывает в кибитке.

Русские воины – праведники

Души умерших русов забирают ангелы. Забирают как праведников «сложившим головы за други своя». Таким образом, победа в битве изображена как духовно – нравственная победа не сколько над внешними врагами, сколько над врагами внутренними, что красной нитью проходит через весь сюжет мультфильма. Пересвет правильно осознает истинное служение Богу, понимает свое предназначение. Дмитрий Иванович верит, что Бог поможет победить, потому что правда за нами. Ослябя не боится смерти, тем самым иллюстрируя фразу Василия Великого: «Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся».

Таким образом, мультфильм Станислава Подивилова «Пересвет и Ослябя» затрагивает весьма важные духовно–нравственные проблемы человека времен ордынского нашествия, восстанавливает те смыслы, которые помогают осознать значение победы дружины Дмитрия Донского.

Немаловажно, чтобы родители не только фильтровали мультфильмы, которые показывают детям, но и смогли объяснить что несет в себе картина, какой смысл заложен в сценарии, что полезного можно вынести после просмотра.

Во многом для этого и задуман наш сайт – помочь родителям глубже понимать мультпроизведения.

Мультфильм Станислава Подивилова «Пересвет и Ослябя»

В статье использован кадр из м/ф «Пересвет и Ослябя»

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*