Предыстория

Если вы решили показать мультфильм «Про Василия Блаженного», снятого студией «Пилот» в 2008 году своим детям, то обратите внимание на подтитул названия: «Московская легенда». Почему? Об этом ниже.

Хотя Василий изображен в мультфильме немного иронично, не забывайте, что речь идет о Святом Русской Православной Церкви.

Сюжет мультфильма построен на легенде о том, что Василий Блаженный собирал монетки и складывал их на площади для того, чтобы потом построить на них храм. Обратим внимание, на то, что это именно легенда. В рукописном житии и исследованиях жизни Святого Василия данный факт не отражен. Однако события из жития Василия, в том числе чудеса, совершаемые им при жизни и при смерти в мультфильме практически никак не фигурируют. Может быть, авторы решили познакомить детей с Блаженным Василием в легком, но интересном формате городской легенды для того, чтобы дети спросили потом у родителей: а что еще интересного он совершал, а почему он ходил в одной рубахе?  и т.д.

Интересный момент из жизни Василия, который отражен в мультфильме, имеет место в жизнеописании, но требующий небольшего дополнения. Увидев, что в доме происходить гуляние и пьянство, Василий подошел к этому дому и стал гладить и целовать углы дома. Объяснял он это тем, что ангелы не могут терпеть такого поведения людей, и печальные, словно изгнанные, сидят на углах дома, которых он и жалел, гладя и целуя, умоляя, чтобы те помолились о домочадцах скорбного дома.

А вот что в житии сказано, о том, когда он проходил мимо хороших домов: «...если случалось юродивому проходить мимо дома, в котором совершалось молебное пение, или читали Божественное Писание или «иное что благое и боголюбезное дело», он собирал камни и с улыбкою бросал их в углы этого дома. Когда же спрашивали его проходящие, он отвечал: «Отгоняю бесов, которым нет места в таком доме, исполненном святыни, чтобы и вне его — «на углах они не имели себе пристанища», и «мысленно благодарю владыку дома, что не дает им у себя места».

Что значит Блаженный?

Наверное, первым вопросом у детей будет о значении слова «блаженный». Слово блаженный с греческого означает «счастливый», «благоденствующий», «богатый». В контексте мультфильма этот термин используется в том смысле, как его понимали в Древней Руси: «блаженными» называли святых из разряда юродивых.

Вот что на эту тему пишет Иоанн Ковалевский в книге «Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной русской церкви: исторический очерк и жития сих подвижников благочестия»:

Юродство о Христе — один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия, какие из любви к Богу и ближним принимали на себя особенные ревнители благочестия. «Юродство Христа ради составляет столь редкий, столь трудный и вместе с тем столь высокий христианский подвиг, на который призываются Господом Богом только особенные избранники и избранницы, сильные телом и духом» (Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагеи Ивановны Серебренниковой. Тверь, 1891, с. 1). Эти славные подвижники, одушевляемые горячею ревностью и пламенною любовью к Богу, добровольно отказывались не только от всех удобств и благ жизни земной, от всех выгод жизни общественной; от родства самого близкого и кровного, но даже отрекались, при полном внутреннем самосознании, — от самого главного отличия человека в ряду земных существ — от обычного употребления разума, добровольно принимая на себя вид безумного, а иногда и нравственно падшего человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия.

Как видно из это определения, понимание юродства на Древней Руси несколько отличалось от современного. Сейчас, если и употреблеятся слово юродивый, то в уничижительном значении, дабы оскорбить человека или подчеркнуть умственный или внешний недостаток. Может быть поэтому, авторы мультфильма не употребили это слово в своем произведении, тем более, что основная аудитория – это дети. Но, нам – взрослым, конечно, нельзя думать, что блаженные – это некие «добрые старички», как изображено в мультфильме. Вот как первначально описывается в мультфильме Василий:

"Жил мужичонка, в одной рубахе, всегда «рот до ушей», вот и прозвали блаженным».

Вот тут могут и возникнуть первые вопросы: почему в одной рубахе и почему «рот до душей»?

Конечно же, «одна рубаха» от бедности, но почему рот-то до ушей? Душевнобольной? Не в себе? Конечно же нет. Давайте опять обратимся к книге Иоанна Ковалевского:

С каждым подвигом христианского самоотвержения связаны те или другие лишения: нелегко человеку, склонному к чувственным удовольствиям, отказываться от них, истощить плоть свою постом и воздержанием; нелегко также пристрастившемуся к богатству раздать свои сокровища и жить в Евангельской нищете; человеку, жившему в славе и почестях, вступить в безызвестную жизнь. Но отказаться от ума — этого лучшего украшения человеческой природы, как это мы видим в юродивых, конечно, для каждого должно показаться труднейшим подвигом, лишением, с которым не может сравниться никакое произвольное самолишение.

Таким образом, описываемый  «мужичонка» (здесь авторы мультфильма наверное хотели подчеркнуть простоту Василия) не просто какой-то веселый старичок, который делал разные фокусы, а истинно праведный человек, который возложил на себя самый трудный подвиг – отказался от ума. Современному информационному человеку такой подвиг, наверное, даже трудно представить.

Стоит сказать пару фраз о том, что известно о жизни Василия.

Кадр из м/ф «Про Василия Блаженного»

Кто такой и откуда Василий Блаженный?

Родился Василий в подмосковном (тогда еще) селе Елохове у благочестивых супругов Иакова и Анны, которые долго не имели детей  (здесь как-то созвучно на ум приходят праведные Иоаким и Анна – родители Богородицы Марии, которые тоже стали родители уже в почтенном возрасте). В шестнадцать лет Василий оставил дом родителей и удалился для спасения не в безмолвную пустыню, где естественно, с меньшими препятствиями мог стремиться к достижению желанной цели, но пришел в многолюдную Москву.

Село Елохово не простое место для русского человека. Кроме того, что здесь родился Василий Блаженный, в елоховском храме в 1799 году крестили А.С. Пушкина  (смотрите лекцию прф. Ужанкова ПРАВОСЛАВИЕ И ПУШКИН).

Именно Богоявленский собор в Елохове был Патриаршим в 1938—1991 гг. (сейчас Кафедральный собор Московской епархии)

Собор является усыпальницей московских патриархов Сергия (1867—1944) и Алексия II (1929—2008)

Особо чтимый список Казанской иконы Богоматери, прежде находившийся в Казанском соборе на Красной площади, перенесён в Богоявленский собор в Елохове из Богоявленского собора в Дорогомилове в 1930 году.

При каком царе жил Василий Блаженный?

Многие считают, что раз храм Василия Блаженного построен при Иоанне Грозном, то и жил великий святой при этом царе. Даже в мультфильме царь изображен так, как типично представляетя Иоанн IV: острая борода, вытянутое лицо, длинный нос.

КАДР И М/Ф «ПРО ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО»

На самом деле Ваислий Московский жил при трех правителях. В годы его жизни (1469 – 1552 (7?) гг.) правили три государя: Иван III (1462 – 1505), Василий III (1505 – 1533), Иван IV Грозный (1533 – 1584). Как сказано в источниках, пришел Василий в Москву в возрасте шестнадцати лет, т.е. еще при Иване третьем.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, он же храм Василия Блаженного построен 1555 году в память взятия Казани. Имя Василия Блаженного Собор получил уже после смерти праведника по названию одной из церквей храма (подробнее ниже).

Какие чудеса совершал Блаженный?

Одно из чудес, которое, кстати, отражено в мультфильме – это изоблачение нерадивого продавца калачами. Как-то, проходя по городской улице, Василий специально обранил лоток с калачами у одного из торговцев, за что был обруган и побит. Позже выяснилось, что калачник оказался недобросовестным: в тесто для приготовления калачей он подложил известь и мел.

Блаженный Василий смог предречь нашествие на Москву. Дело обстояло так: он, как обычно, молился ночью, когда явилось знамение – пламя, которое вырывалось из церковных окон. Молитвы Василия стали ревностнее. Постепенно огонь затух. Спустя какое-то время после данного происшествия произошло нападение крымских татар на Николо-Угрешский монастырь и близлежащие к нему села, они были разграблены и сожжены, но Москва осталась нетронутой.

Следующее чудесное событие. 1543 год. Июль. Василия Блаженного вновь посещает видение, которое предсказало сильный пожар: выгоревшими оказался ряд улиц, беда коснулась Крестовоздвиженского монастыря, Царского и Митрополичьего дворов.

Однажды Василий Блаженный был приглашен царем на пиршество. Государь разгневался, когда на его глазах трижды юродивый выплеснул поданное ему вино. Иван Грозный до тех пор сомневался в объяснении юродивого о, дескать, потушенном пожаре в Великом Новгороде, пока из города не объявился гонец. Он принес весть о происшествии и о том, что вмешался какой-то нагой человек и залил огонь. Приехавшими в Москву новгородцами в юродивом и был признан тот самый человек.

Задумавший строительство дворца на Воробьевых горах, царь только об этом и думал. Оказавшись на церковной праздничной службе, он вел себя так же задумчиво и невнимательно к происходящему вокруг него. Находившегося там Василия Блаженного царь попросту не приметил, будучи погруженным в собственные думы. По окончании службы Грозный начал пенять юродивому за его отсутствие в храме. На эти слова Василий Блаженный усовестил царя, ответив, что тело его находилось на службе, а душа витала возле возводимого дворца. С той поры у Грозного появилось еще больше уважения и боязни по отношению к юродивому. Когда последний слег от тяжелой болезни, царь приходил его навестить.

Василий Блаженный однажды не самым лучшим образом повел себя по отношению к образу Богоматери. Взяв камень, он его разбил. Образу этому приписывались чудодейственные свойства. Не выдержав, паломники избили Василия. Он вытерпел все покорно. А потом дал совет убрать с образа один из слоев краски. К нему прислушались, и оказалось, что под ним было скрыто дьявольское изображение.

Однажды в зимний день одному боярину удалось уговорить юродивого принять от него подарок – шубу. Василий после долгих протестов согласился. Идя в этой шубе, он повстречал шайку воришек. Те, опасаясь отбирать насильно одежду, не поленились разыграть перед почитаемым юродивым настоящее представление. Один изображал мертвого, другие начали выпрашивать шубу, якобы для накрытия умершего друга. Юродивый, укрывая притворившегося, спросил, правда ли тот мертв. Воришки его заверили в правдивости случившегося. Пожеланием Василия Блаженного на их ответ было наказание лицемерия. После его ухода воры буквально застыли – их товарищу уже не требовалось притворяться, он умер на самом деле.

Все свою жизнь юродивый помогал людям, сочувствовал им. Причем, абсолютно всем. В особенности тем, кому было стыдно просить о помощи. Так, полученные от царя подарки, он передал иноземному купцу. Тот потерял деньги и голодал не один день. С просьбами о помощи он не обращался – стыдно было из-за своих богатых одежд.

Василий был частым гостем в Китай-городе. Он заходил в расположившуюся там исправительную тюрьму для пьяниц. Ободряющие слова и увещевания – это то, чем он помогал опустившимся людям возвратиться к нормальному образу жизни.

Хоронили Василия с особыми почестями. Царь и бояре несли гроб с телом юродивого. Церемония отпевания и погребения проводилась митрополитом Московским и всея Руси Макарием. Когда проводилось погребение, у многих больных наступило выздоровление.

 

Почему Собор Покрова называется в честь Василия?

Когда Василий умер, его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани.

Спустя 36 лет после кончины блаженного, при правлении Феодора Иоанновича, в день памяти Василия (2 августа), при великом стечении народа «множае ста двадцати болящих внезапно получили исцеление» («Рукописное житие о чудесах святого блаженного Василия»). Царь и святитель, принимая это знамение  повелели над могилою угодника Божия воздвигнуть при Покровском соборе придел во имя святого Василия блаженного и в то же время сооружена была серебряная рака над мощами его и установлено праздновать память его в день кончины, 2-го августа.

Благоговейное отношение царя Федора к Василию Блаженному можно объяснить следующим. Уже умирая, Василий предрек Феодору Иоанновичу царствовать, несмотря на то, что еще был жив старший брат Иоанн.

Интересный факт: многие факты жития Василия Блаженного стали прообразом событий книги Е. Водолазкина «Лавр».

Смотрите мультфильм «Про Василия Блаженного» из серии «Гора самоцветов», но помните кем Он был:


Интересное:  В чем смысл сказки «Репка»?

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*