9. На алтарь Отечества. Сергиев цикл и образы монашествующих в живописи Нестерова Вед. М.Петрова (1)

Справедливости ради следует признать, что творчество выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова всегда было в центре внимания советского искусствознания. Это — и обширные статьи, и целые монографии, широкая публикация эпистолярного наследия Мастера и многочисленные персональные выставки, приуроченные к его юбилейным датам. Но при этом одна из важнейших художественных и философских составных его искусства — живописные образы, связанные с религиозной темой, вплоть до последнего времени, практически всегда сгорали в огне атеистической пропаганды. Избрать же другой ракурс, свободный от идеологических установок, было нельзя. Но точно также было нельзя и пройти мимо этой, так сказать, запретной темы, чтобы не нарушить, не разорвать органической целостности искусства Нестерова.Не будем забывать, что идеологическое насилие, совершенное над их профессиональным сознанием, лишало возможности объемного восприятия не только темы, но и самого образа Сергия. Результатом такого догматически препарированного подхода к анализу произведения, вырванного из контекста философии мировосприятия Нестерова, стало элементарное непонимание не только причины обращения художника к теме «Преподобного Сергия», но и неспособности «прочитать» картины цикла, раскрыть их подлинный, а не мистический образный строй.

Добавить комментарий