Источники

Одной из самых любимых сказок нашего народа можно назвать краткую, но изобилующую сюжетными элементами «Сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке». В сборнике собирателя русского фольклора А. Н. Афанасьева записано целых четыре варианта сказки (том 3, «Народные русские сказки», А. Н. Афанасьев, №260-263), которые собраны в различных уголках России.

Однако сюжет сказки нельзя назвать уникальным или чисто славянским, т. к. схожие мотивы встречаются в сказках других народов. Так, в международном классификаторе сюжетов фольклорной сказки Аарне – Томпсона под типом №450 записано:

Братец и сестрица: брат превращается в козленочка, живет с сестрой в лесу; царь женится на ней; мачеха топит ее и заменяет своей родной дочерью, козленочка хотят зарезать; все выясняется (Н.П. Андреев «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне»).

Самой популярной в настоящее время можно назвать версию этой сказки, обработанную А. Толстым, которая не сильно отличается от инварианта. 

Сестрица и братец – образ полноты друг в друге

Почти во всех версиях русской сказки сестрица Аленушка и братец Иванушка – сироты. Это означает, что помощи от родителей героям ждать не стоит, т. е. рассчитывать они должны друг на друга, что в сказке и происходит. А Царь (или купец в других вариантах) предлагает свою помощь сам.

Герои обязательно называются сестрица и братец, т.е. подчеркивается их первостепенная важность друг для друга. Иными словами они являются сопомощниками.

Оба героя обладают именами. Это тоже немаловажная деталь в сказках. Например, в сказке Александра Сергеевича Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» имена есть только у положительных персонажей. В рассматриваемой сказке – аналогично.

Образ Аленушки

Главным положительным героем сказки является Аленушка. Через ее образ передается ментальное представление народа о главных достоинствах девушки: кротости, смиренности, милостивости, отзывчивости. Тем самым изображается основополагающая христианская добродетель – любовь. Именно такие аллюзии возникают при раскрытии образа Аленушки. Неслучайно Аленушка является старшей сестрой, что подразумевает ее ответственность за младшего брата.

Для создания образа героя важное значение имеет его появление или то, чем он занимается. Как наши герои появляются в сказке? В некоторых вариантах они идут на работу, в других – странствуют. Здесь можно отметить то, что герои не являются праздными. В случае с работой понятно почему, а странствие ведь тоже своего рода труд, только другого характера – поиск спасения от беды или справедливости. Таким образом перед нами возникает образ девушки, которая уповает на свои силы и на промысел Божий, при этом со смирением приняла потерю родителей и став, по сути, матерью для младшего брата.

Аленушка – это прежде всего любовь, которая является главной добродетелью, так коннотационно можно объяснить почему именно сестра в сказке является старшей. Помните слова апостола Павла:

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (Кор. 13:13)

Нравственный проступок Иванушки

Итак, как проявляется образ второго героя сказки. Братец Иванушка постоянно просит сестру разрешения напиться воды из лужицы. Заметим, что сначала братец спрашивает сестрицу, т. е. действует по послушанию и не позволяет себе ослушаться когда проходил мимо следа копытца теленочка и жеребеночка. Не удержался он только перед козьим копытцем. Вспомним, что олицетворяет собою козел.

В толковании на Евангелие Святитель Григорий Палама писал следующее:

«Козлищами» же Он именует грешников, как наглых и беспутных и сбрасываемых с обрывов греха. И первых (овец – прим. авт.), как делающих правые дела, Он поставит по правую сторону, а тех, которые не таковы, как оные, – на левую сторону.

Получается, если козел олицетворение зла, то Иванушка не выдержал самого трудного испытания. Это можно назвать крайней точкой нравственного падения Иванушки, т. к. дальше будет подъем. 

Итак, что плохого совершил Иванушка? Томимый жаждою, не послушался сестру, испив из грязного источника. Он проявил своеволие, за которое был наказан. Но это обусловлено какой-то коренной причиной, скорее всего, эгоизмом и упрямством. Трижды Аленушка вразумляла братца, но в итоге он ослушался. Какой урок хотел нам показать древний сказатель? Вроде бы, Иванушка сделал такой маленький проступок, всего лишь попил из копытца. Но важно понять главное, что, за казалось бы, за маленьким послаблением или озорством или другим малым злом может оказаться огромная бездна других более серьезных злодеяний. Вот и получается в сказке: всего лишь попил из копытца, а вид человеческий потерял.

Но нет такого падения, после которого невозможно подняться. Любой проступок, который губит в нас человеческое, можно исправить в корне изменив отношение к нему. Так, в дальнейшем повествовании сказки мы видим исправление Иванушки.

Какая реакция Аленушки на то что Иванушка ослушался и стал козленочком? Она могла впасть в отчаяние и убежать, озлобившись на брата. Но она поступила истинно кротко: «…обвязала его шёлковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…».

Но терпящий, претерпит до конца… После случившегося, Аленушке и Иванушке выпадает еще одно испытание, которое в итоге оказывается для них спасительным. 

Роль колдуньи

Почему колдунья извела Аленушку? Что ей руководило? Разве она не могла очаровать Царя раньше? Конечно могла. Но каким духом руководима губительница? Непомерная злоба и зависть овладели ею. Будучи воплощением зла, она не могла просто так смотреть на человеческое счастье. Сначала она извела Аленушку, но на этом не остановилась, задумав погубить и козленочка. Она наверняка знала что козленочек – это заколдованный Иванушка и пыталась избавиться от него. Остановилась бы она на этом? Как известно, зло не имеет предела удовлетворения, оно постарается погубить все вокруг себя. Наверное, избавившись от козленочка, колдунья захотела бы и завладеть всем богатством Царя (купца)… 

Исправление Иванушки

Мы упомянули об исправлении Иванушки. В чем оно выразилось? Козленочек узнал, что злая колдунья хочет его погубить. Как он мог отреагировать? Он мог убежать, мог просить колдунью не делать этого, исполнив все что та попросит. Но Иванушка, вместо этого, бегает на пруд и зовет сестрицу. Может показаться, безнадежно, т. к. по сути, он обращается к утопленнице. Но, значит, его вера была настолько сильна, что даже сестрицу, лежавшей на дне пруда – оживила. Таким образом, Иванушка, хоть и совершил страшный поступок непослушания, спасся живой верой. Он знал, что за ним правда, поэтому, совершая, казалось бы, безумные вещи (бегает и зовет утопленницу), Иванушка совершает спасение и свое, и сестрицы. Если Аленушка – это образ любви, то Иванушка олицетворяет собою два других качества – веру и надежду…

Подоплека

Если провести параллели с нашей духовной жизнью, то окажется, что посыл этой сказки направлен не столько на нравственное осуждение непослушания, сколько на закреплении понимания того, что вера в Истину спасает человека. Такая вера придает человеку уверенность в правде: «не в силе Бог, а в правде Божьей». 

Мы писали, что Аленушка олицетворяет собою христианскую любовь, которую часто называют неиссякающим источником… Разве могла она не спастись в конце сказки? Конечно же нет. Спасение Аленушки и Иванушки являет собою соединение главных добродетелей – веры, надежды, любви, но любовь из них больше… 

Интересное:  Царевна-лягушка (союзмультфильм)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*